РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 24.3. Порядок проведения саморегулируемой организацией оценщиков контроля за осуществлением оценочной деятельности (введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 157-ФЗ)
Контроль за осуществлением оценочной деятельности членами саморегулируемой организации оценщиков проводится ее соответствующим структурным подразделением, состоящим из работников саморегулируемой организации оценщиков, путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Предметом плановой проверки является соблюдение членами саморегулируемой организации оценщиков требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности оценщиков при осуществлении оценочной деятельности.
Продолжительность плановой проверки не должна превышать тридцати дней. Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год. Основанием для проведения саморегулируемой организацией оценщиков внеплановой проверки может являться направленная в саморегулируемую организацию оценщиков мотивированная жалоба на нарушение оценщиком требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики. Внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков могут быть предусмотрены иные основания для проведения внеплановой проверки. В ходе проведения внеплановой проверки исследованию подлежат только факты, указанные в жалобе, или факты, подлежащие проверке, назначенной по иным основаниям. Оценщик обязан предоставить для проведения проверки необходимую информацию по запросу саморегулируемой организации оценщиков в порядке, определяемом внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков. В случае выявления нарушения материалы проверки передаются в дисциплинарный комитет.
Саморегулируемая организация оценщиков, а также ее работники и должностные лица, принимающие участие в проведении проверки, отвечают за неразглашение и нераспространение сведений, полученных в ходе ее проведения, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Другие Федеральные законы, регулирующие правила проведения проверок.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2008 Г. N 294-ФЗ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ".
Статья 3. Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 2 МАЯ 2006 Г. N 59-ФЗ "О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 2. Право граждан на обращение
3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Таким образом, федеральными законами установлен запрет на взимание платы, как с проверяемого, так и с жалобщика.
Следовательно, функции СРОО по контролю деятельности членов должен осуществлять бесплатно, то есть за счет членских взносов. Любое требование об оплате экспертизы отчета со стороны жалобщика или оценщика незаконно.
Таким образом, сложившаяся практика РОО, когда сначала требуются деньги с жалобщика за экспертизу отчета, а потом с оценщика требуют оплату экспертизы, исправленного отчета является проявлением коррупции регулировании оценочной деятельности. Поскольку последствия проведения проверки напрямую связаны с обязанностью платить деньги, в нарушение действующих норм закона.
СРОО уполномочено законом, проводить проверки в соответствии со всеми требованиями федеральных законов. Требование оплаты услуг СРОО при проведении проверки больше похоже на вымогательство.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 17.1. Экспертиза отчета
Для целей настоящего Федерального закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на:
— соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
— подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных настоящей статьей, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки.
В случае, если экспертиза отчета является обязательной и отчет составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, экспертиза указанного отчета проводится во всех саморегулируемых организациях оценщиков, членами которых являются оценщики, составившие указанный отчет. Если экспертиза отчета проведена одновременно в нескольких саморегулируемых организациях оценщиков, указанный отчет может быть использован для целей оценки только в случае, если все экспертные заключения на указанный отчет являются положительными.
Законом не установлено проведение экспертизы отчета при проведении проверок, а только в качестве инструмента контроля качества для целей оценки.
Наказание оценщика не является целью оценки и, следовательно, экспертиза отчета не может быть использована при проведении проверок оценщика, как по жалобам, так и в плановом порядке.
Требование статьи 24.3 «Контроль за осуществлением оценочной деятельности членами саморегулируемой организации оценщиков проводится ее соответствующим структурным подразделением, состоящим из работников саморегулируемой организации оценщиков» однозначно устанавливает не возможность участия при осуществлении других оценщиков, поскольку работники СРОО не могут быть оценщиками. И экспертиза отчета не может быть использована при проверке, поскольку работники не обладают правом на ее проведение.
Для исключения коррупции при регулировании оценочной деятельности необходимо установить следующее правило (регламент, стандарт) - проверки оценщиков как плановые, так и по жалобам проводятся бесплатно работниками СРОО в соответствии с требованиями рассмотренных законов. В случае если по отчету оценщика проведена платная экспертиза отчета, экспертиза и отчет по которому проводилась экспертиза, не могут являться основанием для наложения дисциплинарных взысканий. В этом случае оценщик ставится в известность о выявленных нарушениях и при плановой проверке проверяется устранение оценщиком выявленных замечаний к отчету на примере аналогичной работы проведенной после извещения о выявленных нарушений.
Таким образом, будет установлена процедура повышения качества работ и исключена коррупция (или вымогательство, как хотите называйте) при проведении проверок.
Обязательно оценщик (эксперт СРОО) не должен участвовать в какой либо форме при проведении проверки, поскольку это противоречит еще одному закону РФ - ЗАКОН РСФСР "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"
Если не выявлять и не устранять нарушения прав оценщиков как граждан России мы можем докатиться до анекдотов, то над чем мы сейчас смеемся, может стать реальностью и тогда будет не до смеха. Для примера - «6 марта 1857 Верховный Суд США постановил, что рабы являются имуществом, а не гражданами».
Комментарии5
http://www.youtube.com/watch?v=eAMIEH4LNlQ&feature=youtu.be
Это видео заседания и решение ВАС.
По делу № А01-1075/2008 Арбитражного суда Республики Адыгея. Муниципальное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства Майкопского района против некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Национальная коллегия специалистов-оценщиков»
Основное что озвучено, все контрольные установленные Законом функции СРО осуществляет бесплатно.
По частным заказам, что хотите, но если установлено проведение экспертизы законом, бесплатно.
Интересно, РОО пересмотрит свое отношение к внеплановым проверкам или им плевать на решение ВАС? Будут ждать, пока прокуратура ими не займется?
И что это значит? Насколько я помню, никогда СРОО экспертизы бесплатно не делали?
Будут, суд сказал.
Отличная новость! Но с другой стороны, СРОО наверняка найдут способ давления на оценщика - и зная это, врятли кто рискнет требовать бесплатной экспертизы. Оплатят - лишь бы не трогали.
Для этого их надо лишить власти над судьбами оценщиков и подчинить Конституции.
Здесь подробности. Тогда не смогут шантажировать исключением как сейчас.
http://ocenschiki-i-eksperty.ru/knowledge-base/view/news/364