
Довольно часто при оценке рыночной стоимости того или иного объекта оценки в рамках доходного подхода оценщики прибегают к определению ставки капитализации / дисконтирования на основе данных о мультипликаторах ЧОД / Цена продажи, ПВД / Цена продажи и др., определенных методом рыночной экстракции. Согласованной позиции оценочного сообщества о корректности или некорректности такой практики на данный момент нет, и зачастую специалисты высказывают абсолютно противоположные друг другу мнения и взгляды по этому вопросу, что и послужило причиной создания этой темы.
Публикации, касающиеся данной темы:
- Зайцев Ю.С. Расчет ставки дисконтирования методом рыночной экстракции при оценке недвижимости с использованием вероятностных сценариев доходообразующих параметров / Информационный бюллетень "RWay", № 63, июнь 2000 г.
- Мисовец В.Г. Оценка земли - это просто! / ЭСМИ "Appraiser.ru Вестник оценщика", 2005 г.
- Грибовский С.В. Еще раз о ставках капитализации и дисконтирования / ЭСМИ "Appraiser.ru Вестник оценщика", сентябрь 2007 г.
- Фоменко А.Н. Особенности использования ВРМ при определении коэффициента капитализации методом рыночной экстракции / ЭСМИ "Appraiser.ru Вестник оценщика", январь 2007 г.
Комментарии1
Сразу выскажу своё субъективное мнение по поднятой теме: рассчитывать ставку капитализации или дисконтирования в доходном подходе, отталкиваясь от данных по мультипликаторам типа ЧОД / Цена продажи и др., определенных методом рыночной экстракции, не корректно, поскольку, на мой взгляд, это идет в разрез с основополагающими принципами доходного подхода, а именно рассмотрением объекта оценки с позиций типичных инвесторов (или спекулянтов) и позиционированием объекта оценки на рынке инвестиционных товаров, подразумевающим его сопоставление с другими инвестиционными товарами, между которыми балансирует инвестиционный и спекулятивных спрос, принимая во внимание потенциальную инвестиционную и спекулятивную доходность и связанные с ними риски от вложений в тот или иной объект инвестиционного спроса, а не на уровне рынка объекта оценки с сопоставлением с объектами-аналогами на этом рынке, что является прерогативой сравнительного подхода.