поделился событием
Прогресс, инквизиция и федеральные стандарты оценки

1. Введение

На написание данного текста подтолкнуло совпадение во времени следующих событий:

  • во-первых, для общего развития* были прочитаны два крайне интересных труда «Sapiens. Краткая история человечества» [1] и «Ружья, микробы и сталь. История человеческих сообществ» [2]. Одной из центральных тем обоих произведений являются размышления в направлении «Почему человеческое развитие происходило с разной скоростью на разных континентах?». Применительно к теме настоящей статьи вопрос можно перефразировать как «Почему развитие разных профессиональных сообществ происходит с разной скоростью?». Почему у кого-то развитие взрывное, а кто-то выступает в роли догоняющего или вообще скатывается в деградацию?
  • во-вторых, на согласование принесли текст, подготовленный журналистом, который только недавно начал готовить материалы про оценочную деятельность. В тексте содержался тезис о том, что у Оценщиков кризис, нужно немного потерпеть и наступит золотой век. Также думал и автор, когда только начинал писать про оценочную деятельность — лет пятнадцать назад. А черная полоса продолжительностью пятнадцать лет это уже не кризис. Это полноценная стагнация, если не сказать деградация;
  • в-третьих, обратил на себя внимание примечательный ликбез про машинное обучение [3]. Материалов на данную тему много, но в этом она раскрыта применительно к оценке стоимости. Размышления про выборки данных, факторы стоимости и листинг кода на Phyton завершены выводом: «Методы, которые я продемонстрировал, пока мало применимы в нашей оценочной практике, потому что Стандарты и проверяющие органы привыкли к эксельке с тремя аналогами. А что делать со строчками кода, которые только что переварили 60 000 аналогов и выплюнули какой-то результат, не очень понятно».

Есть ли объективные причины, которые не дают профессиональному сообществу развиваться? Что нужно изменить, чтобы прогресс сообщества ускорился, стал быстрее «ритуальных темпов роста ВВП»?

В данном материале рассматривается только одна грань проблемы — законодательство России в сфере оценочной деятельности. А более конкретно — требования к отчету об оценке.

2. Пятки мамонта

Закон об оценке был принят в 1998 году [4], он устанавливал рамочные требования к содержанию отчета об оценке. Первые стандарты оценки были утверждены в 2001 году [5] и включали хоть какую-то конкретику. Например, в них было закреплено определение подходов к оценке, указаны этапы проведения оценки. Для начала «нулевых» это было заметным шагом вперед. Новейшая история нормативно-правого регулирования оценочной деятельности в России началась с совокупности первых Федеральных стандартов оценки ФСО № 1 — 3, увидевших свет в 2007 году [6–8]. Они закрепили достижения теории и практики оценочной деятельности середины «нулевых».

Прошло более 15 лет — для динамично меняющегося мира это вечность. Изменилось буквально все:

  • кардинально поменялся макроэкономический ландшафт и характер международных отношений — например, прогноз экономических показателей в условиях санкционных войн сильно отличается от того, что разбиралось в учебно-методической литературе по оценке начала ХХ века;
  • изменилась траектория движения российской экономики и общества в целом — последние годы мы скатываемся в совсем не рыночные отношения с соответствующим изменением характера и содержания отношений «рыночных субъектов»**;
  • изменилась проблематика, связанная с рыночной информацией — если раньше ключевой проблемой являлось получение информации в достаточном количестве, то сейчас на первый план выходит проблема обработки условно бесконечного объема информации (той самой BigData);
  • цифровизация окончательно пришла во все сферы деятельности — данные из основных источников информации оцифрованы и доступны для автоматизированной обработки; на порядки выросли вычислительные мощности средств обработки данных.

А что же за прошедшее время произошло с нормативными правовыми актами в сфере оценочной деятельности? Принципиально — ничего! В несколько видоизменном виде они продолжают действовать и сейчас.

Оппоненты могут возразить, что все не так плохо: вышли новые редакции ФСО, появились новые ФСО, в Закон об оценке внесены сотни поправок. На первый взгляд — да, а по сути:

  • изменения в базисных ФСО № 1–3 носят косметический характер, призваны подтянуть обвисшую актуальность за счет инъекции здравого смысла в гомеопатических объемах. Наглядной иллюстрацией является тот факт, что за 8 лет в ключевой ФСО № 3 была внесена единственная техническая правка***[9], которую отменили через 2 месяца [10] (!);
  • новые ФСО 2014 — 2015 годов (например, [11, 12]) не решают накопившиеся проблемы, а лишь усугубляют их — являются технической проекцией ФСО № 1–3 на ось соответствующих видов объектов оценки. Они писались из тех же окопов, с тех же позиций начала «нулевых»;
  • изменения в базисных ФСО и положения новых ФСО во многом являются политическим компромиссом между группами разработчиков — преследовалась цель «поднять флаг / сбросить флаг оппонента», при этом сущностная часть заметно пострадала [13];
  • абсолютное большинство изменений в Закон об оценке относится к ритуальной шлифовке СРО оценщиков и самих Оценщиков (требования, обязанности, функции), к перетеканию функционала к органам государственной власти. По факту это приводит только к дополнительным неудобствам для профессионального оценочного сообщества, например, в виде потерь времени и денег на сдачу различных экзаменов и получение дополнительных неработающих бумаг (единый квалификационный экзамен экспертов → квалификационный экзамен Оценщиков; страховка Оценщика → страховка Оценщика + страховка оценочной компании и пр.).

По факту, в настоящий момент оценочная деятельность развивается в рамках нормативно-правового регулирования, отвечающего требованиям 15–20 летней давности. Что в этом плохого — приведем несколько примеров.

3. О некоторых проблемах федеральных стандартов оценки

1. Неучет современных достижений науки и техники.

Объем анализируемой для целей оценки информации значительно возрос. Классические модели оценки, описанные в учебно-методической литературе (например, [14]) адекватны середине ХХ века, когда основным инструментом Оценщика являлся финансовый калькулятор. Процитированный во введении «ликбез» по машинному обучению [3] наглядно показывает наличие проблемы, связанной с выполнением требований п. 5 ФСО № 3 [15]**** (и связанных с ним положений ст. 11 Закона об оценке и пунктов ФСО № 7) для прогрессивных методов машинной обработки данных:

  • объем описания реализуемого инструментария таков, что каждый отчет, выполненный в соответствии с действующими ФСО, будет представлять собой многотомный учебник по программированию, высшей математике и смежным наукам. Ведь абсолютное большинство пользователей отчетов об оценке имеют смутное представление об искусственном интеллекте, машинном обучении, итерационном моделировании и прочей IT-кухне, а значить — обосновывать сделанное в отчете придется «от Адама»,
  • правообладатель программного кода в большинстве случаев не заинтересован в его раскрытии перед пользователями отчета об оценке. Код — это интеллектуальная собственность, ноу-хау (знаю как, но не скажу).

Отметим, что проблема относится не только к (пока) относительно экзотическим машинному обучению и искусственному интеллекту, но и к сравнительно распространенным многофакторным корреляционно-регрессионным моделям.

Возможные изменения в ФСО:

  • прямо указать на возможность при описании процесса расчетов ссылаться на внешние источники и готовые программные продукты (например, сайт Оценщика или разработчика программного продукта, руководства по языкам программирования, программным библиотекам);
  • предусмотреть возможность в качестве подтверждения корректности результатов расчетов предоставлять доступ к программе, в которой они были получены без раскрытия программного кода (в т. ч. к ее версии с разумно ограниченным функционалом — например, в части скорости работы или объема обрабатываемых данных);
  • прямо указать на возможность применения систем машинного обучения (и аналогичных им), закрепить принципы описания разумных по детализации алгоритмов их работы без раскрытия исходного кода.

2. Обязательно-обвинительный уклон ФСО.

Требования Федеральных стандартов оценки являются обязательными для исполнения субъектами оценочной деятельности (Оценщиками). Отдельные требования ФСО не могут быть выполнены***** для ряда объектов оценки (нетипичные значения факторов стоимости / специфика рыночной конъюнктуры / особенности исходных данных). При этом в условиях нестабильной экономической ситуации и динамичного появления новых видов деятельности / экономических активов количество таких объектов растет (например, права требования на содержимое электронных кошельков, токены).

Возможные изменения в ФСО: основной части методических вопросов оценки придать рекомендательный характер (аналогично Международным стандартам оценки) — вынести их за пределы Федеральных стандартов оценки.

3. Верификация данных Оценщиком.

В последние годы получение данных перестало быть проблемой. На первый этап вышла проблематика их обработки, в т. ч. верификации (~ проверка достоверности и достаточности). С одной стороны, Оценщик отвечает за отчет об оценке целиком, а с другой — часто у него нет инструментария / возможности верификации всей информации, использованной при проведении оценки.

Возможные изменения в ФСО: закрепить описание базового инструментария верификации информации (принципы, полнота и глубина проверки, методы), а также идентифицировать возможные границы ответственности Оценщика и третьих лиц. Определенные методические наработки в этой части представлены в [16]. Естественно, их следует переработать с учетом обязательного статуса ФСО согласно п. 2 настоящего раздела.

4. Неурегулированность смешанной формы отчета.

В текущей редакции нормативных правовых актов в сфере оценочной деятельности предусмотрено две формы отчета об оценке: на бумажном носителе и электронная. Сложившиеся правила делового оборота таковы, что в значительной части случаев требуется наличие именно отчета на бумажном носителе. При значительном объеме отчета возникают проблемы с подготовкой его версии на бумажном носителе, а удобство использования такой версии затруднено. Например, нередко основная часть отчета занимает несколько сот страниц при том, что объем копий документов в приложениях исчисляется тысячами страниц. Законодательством не предусмотрена возможность оформления части отчета на бумажном носителе в электронном виде (например, в виде материального носителя или ссылки на облачное хранилище).

Возможные изменения в ФСО: предусмотреть возможность оформления отчета об оценке в смешанной форме — на бумажном носителе с отдельными частями в электронном виде (например, в виде материального носителя или ссылки на облачное хранилище).

Изменения в законодательство должны быть направлены хотя бы на то, чтобы нормативные правовые акты не сильно мешали развитию теории и практики с учетом актуальной ситуации. На то, что законодательство будет стимулировать развитие, надеяться не приходится.

Автор далек от мысли, что выше перечислены все проблемы действующих нормативных правовых актов, а предложенные изменения являются единственно правильными. Требуется открытая дискуссия. Не вызывает сомнения только одно — значительная часть законодательства России в сфере оценочной деятельности является атавизмом, представляющим интерес для юристов-археологов.

4. Заключение

На текущем этапе законодательство Российской Федерации об оценочной деятельности заметно тормозит развитие профессии «Оценщик». Интеллектуальный потенциал сообщества вынужденно тратится на попытки: вписать прогрессивные модели в прокрустово ложе законодательства; получить за счет «костылей и изоленты» от древних моделей результат, соответствующий современным рыночным реалиям.

Это видно по поведению заказчиков. Все чаще им уже не нужен «ритуальный» отчет об оценке — решения принимаются на основе иного документа, содержащего позицию по существу (обоснование величины стоимости).

По сути, действующая система законодательства (совокупность нормативных правовых актов; последствий неисполнения их требований; деятельности лиц, следящих за их исполнением) приводит к тем же последствиям, что и деятельность Святой Инквизиции в Средние века — препятствует прогрессу.

Пока профессиональное сообщество еще обладает запасом прочности для обеспечения собственного развития, достаточно вспомнить про сверхрезультативную самоорганизацию в рамках проекта #оценщикивместе [17]. Но как долго этот потенциал будет сохраняться? Как долго носители «ноу-хау» будут продолжать биться с нормативно-правовыми актами вместо того, чтобы уйти в смежные сферы деятельности?

В конце обратим внимание на два важных факта:

  • в материале затронута только одна из проблем, препятствующих развитию оценочной деятельности. А подобных «якорей» — множество. Например, отдельной дискуссии заслуживает схема организации оценочной деятельности: как и в каком направлении следует трансформироваться СРО оценщиков (что должно прийти на смену саморегулирования «сверху», навязанного Оценщикам законодателем?);
  • работа по совершенствованию Федеральных стандартов оценки ведется прямо сейчас. И в профильном Рабочем органе Совета по оценочной деятельности, и в Союзе саморегулируемых организаций оценщиков. На фоне прежних лет работа достаточно интенсивна и конструктивна. Но важен результат, а не процесс.



*«Чтобы было, о чем поговорить с умным человеком» © Константин Шутов.

**Каковы роль и место института оценки в возможном «нерыночном будущем» — тема отдельной дискуссии.

***Пункт 6 после слов «Отчет об оценке должен быть пронумерован постранично, прошит» дополнить словами «(за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа)» [9].

****При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

*****Либо выполнение требования проблематично: трудоемкость выполнения превышает трудоемкость выполнения прочих требований при том, что влияние на стоимость несущественно; факт выполнения является дискуссионным.


Источники

  • Юваль Ной Харари. Sapiens. Краткая история человечества // Ноосфера. Общество. Человек. — 2018.
  • Даймонд Джаред. Ружья, микробы и сталь. История человеческих сообществ // Corpus. — 2012.
  • Бобков Максим. Machine Learning и оценка недвижимости — [Электронный ресурс] // medium.com: Блог-платформа Medium. URL: https://medium.com/@max.bobkov/machine-learning-moscow-flats-appraising-25a1e9f171db.
  • Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ.
  • Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении стандартов оценки» от 06.07.2001 № 519.
  • Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержден Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 256.
  • Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержден Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255.
  • Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержден Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 254.
  • Приказ Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 421 «О внесении изменения в Федеральный стандарт оценки „Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)“, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 254».
  • Приказ Минэкономразвития России от 03.11.2011 № 618 «Об отмене Приказа Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 421 «О внесении изменения в Федеральный стандарт оценки „Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)“, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 254».
  • Федеральный стандарт оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержден приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 г. № 611.
  • Федеральный стандарт оценки «Оценка бизнеса (ФСО № 8)», утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.06.2015 г. № 326.
  • О Рабочей группе по разработке ФСО «Оценка бизнеса» — [Электронный ресурс] // Ассоциация «СРО оценщиков «Экспертный совет». URL: https://srosovet.ru/press/news/o-rabochej-gruppe-p…
  • Подготовка к квалификационному экзамену Оценщиков: Учебник / Под. общ. ред. М. О. Ильина. — М.: ООО «Про-Аппрайзер», 2018 — 296 с.: ил.
  • Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержден приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299.
  • Методические разъяснения по проверке достоверности информации от 29.10.2018 № МР-3/19 — [Электронный ресурс] // Ассоциация «СРО оценщиков «Экспертный совет». URL: https://srosovet.ru/content/editor/news/2019/octob…
  • Ильин М.О. О формировании профессионального сообщества на примере ведомственного квалификационного экзамена Оценщиков — [Электронный ресурс] // Ассоциация «СРО оценщиков «Экспертный совет». URL: https://srosovet.ru/press/news/131117–2/.
Поделиться:
Читать далее
Оценочная компания ООО «Финконсалт-центр» приглашает в свою команду оценщика недвижимости на постоянную работу в г. Москве....
Господа оценщики. Покопался в следующем документе: ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 11 сентября 2019 года Поручения Дмитрия Медведева о подготовке перечня правовых актов СССР ...
Комментарии6
7 февраля 2020 в 12:45:07(отредактировано 4 минуты спустя)

"изменилась проблематика, связанная с рыночной информацией — если раньше ключевой проблемой являлось получение информации в достаточном количестве, то сейчас на первый план выходит проблема обработки условно бесконечного объема информации (той самой BigData);"

Это не совсем так, Максим. Сейчас, как и раньше - ключевой проблемой остается получение качественной информации в достаточном количестве. Да, в последнее время (за последний десяток лет) многие рынки стали прозрачнее (более информационно-открытыми). Это связано с появлением и развитием различных информационных систем (например, та же публичная кадастровая карта), интернет-сервисов (например, электронных досок объявлений, таких как cian.ru, avito.ru и др.) и различных агрегаторов информации. Информации не то, чтобы стало больше - она стала намного доступнее. А проблем обработки больших объемов данных давно не стоит. Помню, ещё в 2009 году мы "игрались" нейронными сетями, оценивающими квартиры, которые мы обучали на базе объявлений сайта cian.ru. И естественно, мы наверняка не были первыми, кто этим занимался. Т.е. ещё тогда весь математический аппарат для анализа больших объемов данных уже был разработан, и при желании, мог быть использован. Но это, как оказалось, было бессмысленно. По двум причинам.

1) Объем качественной информации. Тогда с этим была беда, сейчас стало получше, но проблемы остаются.

2) Для целей оценки не нужен анализ больших объемов данных. В принципе. Мы не статистики. Оценка какого-то отдельного объекта и получение статистик и ценовых зависимостей для большого объема объектов на рынке - это разные задачи. Чтобы получать модели ценообразования, описывающие цены большого числа объектов на рынке, нужны большие выборки, учет огромного числа факторов, а также их взаимодействия друг с другом. Такие модели очень сложны, их разработка - целое дело, а получаемые с помощью них оценки - уж очень усредненные. Но оценщику не нужно разрабатывать такие модели, ему всего лишь нужно определить рыночную стоимость одного конкретного объекта. А для этих целей лучше подходит изучение малых компактных выборок и построение простых "локальных" моделей (характерных именно для какого-то очень узкого сегмента рынка). На малых выборках можно исключить влияние многих ценообразующих факторов, можно более упрощенно рассматривать взаимодействие между ними (так, например, если для всего рынка взаимодействие между ценообразующими факторами могут описываться какими-то сложными зависимостями, требующими знаний высшей математики, то на каком-то локальном сегменте его можно свести к простым мультипликативным или даже аддитивным связям). Анализ малых выборок на узких сегментах и нишах рынка намного проще, надежнее и позволяет получить более точные оценки, чем модели ценообразования для крупных сегментов. Поэтому вопрос анализа Bigdata именно для оценщиков не так актуален.

Поддержал1

Егор!

Несколько мыслей, как в ответ на Ваш пост так и в развитие идей статьи.

1. Речь не идет об исчезновении проблемы с поиском информации. Речь об ее интенсивности. Если раньше, словно, в большинстве ситуаций 80% трудозатрат было на поиск информации и только 20% на ее обработку, то сейчас пропорция отзеркалилась.

2. "Классическая" оценка (ее можно назвать протооценкой), для который не была нужна BigData - отмирает. Это еще было отмечено в 2016 году (http://ftod.ru).

Естественно, полностью она не умрет. Например, даже гужевой транспорт кое-где встречается. Но в целом ,его время уже прошло.

Мин изменился. И протооценка с ее "тремя аналогами" - уходит. Уходит по-разному. Например, эти три аналога могут выбираться на основе BigData, корректировки определяются на основе BigData и т.д.

Поддержали0
9 февраля 2020 в 06:26:25

Простой поиск информации пока в регионах сохраняется, в виду малого объема информации в различных источниках. Надо добиться хотя бы унификации оценки в банковской сфере, слишком разные требования и наверно корпоративные интересы мешают.

Поддержал1
9 февраля 2020 в 11:38:21

Владимир, Вы правы, что интенсивность описанной проблемы различна в различных регионах. Условно, в городах-миллионниках она одна, в глухой деревне - иная. При этом:

1) уже много лет наблюдается тренд, о котором написано в материале;

2) для многих ситуаций задача по поиску объектов в конкретной деревне уже не стоит. Например, для кадастровой оценки важны: ~ экономические параметры деревни (численность населения, уровень дохода, удаление от центров ...), и цены в сопоставимых населенных пунктах. И многофакторное моделирование, машинное обучение и ИИ уже используются.

Про унификацию в банковской сфере - есть такая проблема. Однако у нее есть нюанс. Формально - каждый банк является независимым заказчиком, который может самостоятельно требовать что-то, что не противоречит федеральному законодательству. И ситуацию не поменять, выпустив очередной ФСО, нужна более глубокая работа, например, с объединениями банков, с крупнейшими банками в индивидуальном порядке.

Поддержали0
12 февраля 2020 в 10:59:14

........." для многих ситуаций задача по поиску объектов в конкретной деревне уже не стоит. Например, для кадастровой оценки важны: ~ экономические параметры деревни (численность населения, уровень дохода, удаление от центров ...), и цены в сопоставимых населенных пунктах. И многофакторное моделирование, машинное обучение и ИИ уже используются." Из этого контекста прямо видно, что параметры какой то деревеньки явно не соотносятся к какому то ближайшему моногороду... Вопрос. С чем тогда сравнивать малые деревни со всеми экономическими показателями? Спасибо

Поддержали0
12 февраля 2020 в 11:50:30

Нюансы всегда есть, например у нас недвижимость в промышленных поселениях при больших зарплатах всегда ниже чем в сельскохозяйственных. Основная причина высокая рождаемость в сельскохозяйственных и убыль населения в промышленных (замена на вахтовый). Экономические законы не всегда верны. Для примера 1 комнатная квартира в каменном доме в Южной якутии, Нерюнрги, стоит 900 тр., промышленно развитый район, в центральной Якутии, Чурапчинском в деревянном доме 1 млн, где только разводят КРС.

Поддержал1