поделился событием
Роман Ковнер: Что нужно добавить в законопроект об информационной открытости СРО, чтобы он заработал

Автор: Роман Ковнер, ответственный секретарь Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности 

« В Госдуме идет обсуждение проекта федерального закона № 136871-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций». Мы писали о нем в «ЭЖ», 2012, № 37. Сейчас Комитет Госдумы по вопросам собственности рекомендовал принять этот законопроект во втором чтении без учета поправок, предложенных практиками саморегулирования.

Однако представители профессионального сообщества высказывают опасения по поводу работоспособности предлагаемых норм. О том, как добиться реальной информационной открытости СРО, рассказывает Роман Ковнер, ответственный секретарь Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности.

В рамках рабочей группы, сформированной при Совете ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, были выработаны поправки к законопроекту, направленные на сбалансированное построение информационного обеспечения деятельнос­ти СРО.

Для начала предлагается законодательно определить принципы обеспечения раскрытия информации СРО. Вот как их видят члены рабочей группы:

  • размещение информации СРО по уникальному адресу страницы сайта в Интернете;
  • обеспечение беспрепятственного и постоянного доступа к размещенной информации не­ограниченному кругу лиц.

Не должно быть ограничения доступа к информации СРО, в том числе путем специальной регистрации пользователей, запроса паролей, требования спе­цифических идентификаторов сведений и иными способами.

Публичная и закрытая информация

Прежде всего нужно определить, какая именно информация подлежит публичному размещению, то есть разделить информацию, имеющуюся у СРО, по критериям возможного раскрытия на публичную и ту, которая никогда не может быть представлена.

Также необходимо определить категории субъектов, которые могут пользоваться публичной информацией о деятельности СРО, и объем информации, который им необходим для принятия конкретных решений.

Рабочая группа выделила три основные категории субъектов:

  • потребители (в том числе и иные заинтересованные лица);
  • органы надзора за деятельностью СРО;
  • субъекты профессиональной и/или предпринимательской деятельности.

Полнота раскрытия информации

Первой категории — потребителям — сведения, имеющиеся у СРО, необходимы как на стадии выбора поставщика или исполнителя, так и на стадии исполнения уже заключенных договоров. Информация о СРО необходима и лицам, которым причинен вред, для получения возмещения из средств компенсационного фонда СРО.

К потребителям можно отнес­ти и органы государственной власти или местного самоуправления: информация о членах СРО им необходима при проведении торгов и определении их победителей, а также при исполнении госконтрактов.

Задача органов надзора за деятельностью СРО — следить за соблюдением обязательных требований к таким организациям. Для этого нужна информация, позволяющая анализировать и прогнозировать деятельность СРО. Кроме того, в некоторых случаях надзорные органы сами являются поставщиками официальной информации о деятельности СРО, поскольку обязаны размещать на своих сайтах достоверную информацию о СРО. Следовательно, информационная открытость СРО невозможна без информационной открытости надзорных органов. Поэтому необходима выработка единых подходов к ведению госреестров СРО и их национальных объ­единений.

В третью категорию входят как члены СРО, так и потенциальные участники таких организаций. К данной категории также относятся национальные объединения СРО и собственно СРО как субъекты осуществления деятельности в данной сфере. Названным субъектам информация о деятельности СРО необходима по нескольким причинам.

В ряде случаев прием в члены СРО является единственной формой допуска на рынок субъекта предпринимательской или профессиональной деятельнос­ти. И СРО должна обеспечить потенциальным участникам рынка доступ к информации об условиях членства и порядке приема. Кроме того, правом на получение информации о деятельности СРО (в том числе о принимаемых ею решениях) обладают члены конкретной СРО, так как эти решения могут непосредственно влиять на их правовое и финансовое положение. Наконец, полнота и достоверность отражаемой информации позволяет создать репутационное соперничество между СРО.

Документ и информация — не одно и то же

Информация подразделяется на просто информацию (устная информация, текс­товые сообщения и т.д.), документированную информацию и систематизированную информацию (такое определение относится к реестрам членов СРО и госреестрам СРО). В потребительских отношениях информация — один из критериев выбора потребителей. Только на основании достоверной и полной информации потребитель может выбрать необходимый ему товар (работу, услугу).

Информация может фиксироваться в документе. В свою очередь документ — это материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией (в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания), который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения. Документы создаются как в бумажном, так и электронном виде.

На практике понятия «информация» и «документ» нередко смешивают, что создает трудности с определением того, в каком виде сведения должны быть представлены на официальном сайте СРО — как простое информационное сообщение или документ, содержащий все необходимые реквизиты.

В данном случае правильнее говорить о «документированной информации». Тем более что такое понятие законодательно закреплено. 

..... » 

Поделиться:
Читать далее
« Благодаря изумительной скульптуре танцовщице Pole Dance, обвивающей пилон на ст. Алексеевской в г....
« Совет Федерации одобрил закон об упрощённом порядке изъятия земель для государственных нужд на территории Новой Москвы и Московской области....
Комментарии1
1 апреля 2013 в 16:38:13

Не может в рыночных условиях заработать система изначально созданная как инструмент для монополизации рынка и ограничения доступа к нему.

Поддержали0