
« Претендентов на покупку крупнейших госактивов в рамках приватизации будет проверять ФСБ. Силовики могут получить право проводить оперативно-разыскные мероприятия по проверке сведений, представленных претендентами для участия в сделках. Такая процедура уже действует для иностранных инвесторов, контролирующих российские стратегические предприятия.
Найдут врагов государства
С предложением наделить ФСБ правом проверять участников приватизации крупнейших госкомпаний выступает член думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов. Сейчас законопроект (копия есть у РБК) проходит согласование в правительстве и Верховном суде, сообщил РБК Костунов. Осенью после получения отзыва мы планируем провести круглый стол в Госдуме на тему приватизации, где детально обсудим все связанные с ней риски», – рассказывает депутат.
Депутатский законопроект достаточно хорошо проработан, говорит замглавы правового департамента Федеральной антимонопольной службы Сергей Максимов: «Надеюсь, что он будет поддержан». По его словам, ведомство Игоря Артемьева в целом поддерживает эту инициативу. Поддержка идее подключить к приватизации ФСБ есть и со стороны Следственного комитета России. СКР продвигает эту идею уже больше года, напоминает старший инспектор СКР Георгий Смирнов.
В рамках прогнозного плана приватизации федерального имущества государство планирует уменьшить доли участия в уставном капитале таких компаний, как «Роснефть», РЖД, «Уралвагонзавод», «Объединенная судостроительная корпорация», «Объединенная авиастроительная корпорация», «Русгидро», «Зарубежнефть», ОЗК, ФСК ЕЭС. Планируется также продажа акций «Русгидро», «Интер РАО ЕЭС», аэропорта Шереметьево, «Аэрофлота», АЛРОСА, Сбербанка и ВТБ. Цена вопроса – от 300 млрд до 475 млрд руб., отмечает депутат в пояснительной записке к проекту.
Депутат предлагает обязать правительство или любой другой уполномоченный орган направлять в ФСБ копии всех документов участника и данные о приватизируемом имуществе в течение двух дней после получения заявки, говорится в законопроекте. Если ФСБ обнаружит, что действия компании создают «угрозу причинения вреда законным интересам государства» или другим участникам торгов, то известит об этом организатора и прокуратуру. Аналогичная процедура проверки предусмотрена законодательством об иностранных инвестициях, когда речь идет о сделках, влекущих за собой установление контроля за российскими предприятиями, имеющими стратегическое значение для безопасности страны, уточняется в пояснительной записке.
Посадят за сговор
Законопроект также вводит уголовную ответственность для оценщиков и организаторов торгов. В УК могут появиться две новые статьи: 178.1 «Ограничение конкуренции при проведении торгов» (максимальное наказание – до восьми лет лишения свободы) и 203.1 «Фальсификация отчета об оценке имущества или результатов экспертизы отчета об оценке имущества» (до пяти лет лишения свободы).
Под ограничение конкуренции будет подпадать соглашение между членом аукционной, конкурсной или котировочной комиссии с одним из участников, если это повлекло ограничение или устранение конкуренции на торгах и сопровождалось причинением крупного ущерба. Под фальсификацию – внесение оценщиком или саморегулируемой организацией в отчет об оценке имущества заведомо недостоверных сведений.
.... »
Комментарии3
Кто, кроме "полных кретинов" будет так подставляться - внося в отчет "заведомо недостоверные сведения"?
На кого рассчитан законопроект? Как-то не убедительно.............
Это смотря что понимать под "заведомо недостоверные сведения". Вон интересная новость. http://pravo.ru/news/view/108618/
""Приговором установлено, что Датский в преступном сговоре не состоял и никакого корыстного умысла не имел", – поясняли юристы. Кроме того, по их словам, имущественный вред "Олимпстроя" возник из-за умышленных действий его же сотрудников, а значит, согласно ст. 1083 ГК возмещению не подлежит. Также юристы просили судей обратить внимание на то, что госкорпорация определила ущербом разницу между стоимостью, указанной в итоговом отчете Датского, и стоимостью в проекте отчета. "Эти показатели никто не проверял", – заявляли они."
"– А приговором какой ущерб вменялся? – поинтересовался у представителей оценщиков судья Александр Дербенев.
– Вся сумма ущерба была рассчитана исходя из наших отчетов.
– Сумма ущерба, которую определил уголовный суд, тождественна той сумме, которую заявляет истец?
– Да.
– Все, спасибо, – сказали судьи и удалились на совещание. И в итоге постановление апелляции о взыскании с ЦФОК 51,5 млн руб. убытков оставили в силе."
На мой взгляд, опираться на этот прецедент не стоит. Похоже, это был особо показательный процесс, который нес явный политический "месседж", что юлить на олимпийской стройке не стоит (а оценщик просто оказался в неудачном месте в неудачное время в патовой ситуации). По таким же основаниям можно посадить большую часть оценщиков (за разницу в проекте отчета и в итоговом отчете по результатам проверки и согласований в разных инстанциях). Да взять хоть банальную экспертизу. Оценщик готовит отчет, он не проходит у эксперта (не важно, официально или нет), готовит новый - уже в соответствии с его требованиями (а иначе он опять не пройдет). Внезапно оказывается, что эксперт был в сговоре. Оценщик идет под суд за содействие (и не важно, знал он или нет, участвовал или не участвовал). А проверяльщиков-то у оценщиков много. Проверяют оценщика в Росимуществе, в банках, многие гос. компании. А вариантов у оценщика сопротивляться особых нет, разве что уходить из профессии, поскольку это везде и системно.
А сейчас похоже следующая ситуация. Понятно, что основными игроками в процессе приватизации будут не посторонние люди. Тут похоже прослеживается следующий политический "месседж" - что суваться в эту игру посторонним не стоит, да и своим не заигрывать и соблюдать правила игры. Поскольку формулировка "заведомо не достоверные сведения" очень расплывчата, а значит применятся может "как нужно". Оценщики же здесь опять всего лишь "разменные монеты", не про них это всё.