
« Сарбашев Степан Захарович, вице-президент РОО, руководитель КомитетаСовета РОО по кадастровой оценке, председатель Правления регионального отделения РОО в Республике Башкортостан, генеральный директор ЗАО «Эксперт-Оценка» (г.Уфа)
Степан Захарович, в Российском обществе оценщиков Вы – один из главных авторитетов в области кадастровой оценки. Вы являетесь одним из разработчиков нормативной базы и методических материалов в этой сфере, возглавляете соответствующий комитет в Совете РОО, проводите семинары в разных регионах России.
Сколько лет Вы уже занимаетесь кадастровой оценкой и с чего начинали?
В 1998 году мы начали заниматься ценовым зонированием городских населенных пунктов и поселков с целью дифференциации ставок земельного налога. Тогда использовалась методика Севастьянова. По этой методологи было проведено ценовое зонирование в 22 населенных пунктах. В 2001 году в соответствии с постановлением правительства РФ началась кадастровая оценка. С середины 2001 года мы начали заниматься кадастровой оценкой земель населенных пунктов. В Уфе в числе первых городов России по статистической модели в ноябре 2001 прошла кадастровая оценка. При этом она попала в статистическую модель. Получается, что вплотную я занимаюсь кадастровой оценкой с 2001 года, а экономикой землепользования – с 1998 года. Опыт, как видите, накоплен большой.
По Вашему мнению, много ли оценщиков задействовано в этом процессе? И какие перспективы у оценщиков в этой области?
С принятием Федерального закона от 22.07.2010 г. №167 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» кадастровая оценка перешла в область регулирования оценочным сообществом. До этого она косвенно касалась оценочной деятельности и, соответственно, основным подрядчиком работ по кадастровой оценке являлся Федеральный кадастровый центр «Земля» и еще пять-шесть компаний в России, которые имели опыт взаимодействия с ФКЦ «Земля» и Роснедвижимостью. После принятия ФЗ № 167, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на этом рынке появилось достаточно много компаний. Честно говоря, утверждать, что качество работ улучшилось, я не берусь. Скорее, оно ухудшилось. Сегодня этот рынок достаточно открыт и все желающие, кто предложит минимальную стоимость, может заниматься этим видом оценки.
Перспективы у оценщиков в этой области есть, но надо разрабатывать методологию и процедуру проведения кадастровой оценки. И, соответственно, принять новую методику кадастровой оценки, так как она не соответствует действующему законодательству. И, наверное, все-таки надо ввести институт налоговых оценщиков, которые будут четко знать, как делать кадастровую оценку, как ее использовать, как сдавать, каким образом взаимодействовать с Росреестром, с муниципальными службами для того, чтобы эта кадастровая оценка являлась достоверной и доказуемой.
Какие регионы являются лидерами в области объемов кадастровой оценки?
В регионах дела идут по-разному, хотя каждый регион обязан делать кадастровую оценку, где за счет федеральных денег, где за счет средств субъекта РФ. Закономерность здесь одна: чем больше субъект, тем больше денег выделяется на кадастровую оценку. Явных лидеров здесь нет. Есть понимание, что у кого-то в лучшей готовности Кадастр недвижимости, кто лучше ведет кадастровый учет и ведении государственного кадастра недвижимости. Это 12 субъектов, которые в первую очередь прошли кадастровую оценку объектов недвижимости. Это Ростовская, Самарская, Нижегородская области, Республики Татарстан и Башкортостан и т.д., они первыми имели опыт проведения кадастровой оценки объектов недвижимости.
По какому принципу отбирают организации для проведения кадастровой оценки? Каким организациям достается «львиная доля» кадастровых оценок?
В законе N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" прописаны два вида торгов, по которым можно выбирать подрядчика. Во-первых, это аукцион - кто меньше даст, тот и выиграл, и во-вторых - конкурс, где учитывается опыт работы, квалификация работников, стаж и конечно цена. То есть качественные параметры, которые влияют на выбор подрядчика для этих работ. По логике, львиная доля кадастровых работ должна доставаться тем организациям, которые работают много лет, имеют опыт и квалифицированных специалистов и так далее, на практике это не всегда имеет место быть.
Основной объем работ приходится на ФКЦ «Земля» (теперь оно называется Ростехинвентаризация в связи с реорганизацией), потому что они давно на рынке, с самого начала процесса. Соответственно, имеют опыт, программные продукты, специалистов и все остальное.
Реально ли небольшой оценочной компании выиграть конкурс по кадастровой оценки земель?
Маловероятно, что небольшая оценочная компания выполнит работы по кадастровой оценке. Может быть, она и выиграет конкурс, но сделать будет крайне сложно. Оценщики не всегда понимают, что кадастровая оценка - это оценка от нескольких сот тысяч до миллионов земельных участков. На самом деле, это достаточно сложный процесс, необходимы специалисты, чтобы люди понимали, чем они занимаются. Одновременно должны работать 5-10 человек, иметь опыт и должную квалификацию, знания в области картографии, статистики, математики, знаний Государственного кадастра недвижимости, уметь разговаривать на одном языке с представителями земельно-кадастровых палат. Это почти невыполнимые требования для маленьких оценочных компаний.
Действующая методика государственной кадастровой оценки объектов недвижимости была принята в 2006 году. Как Вы считаете, она нуждается в обновлении?
Здесь надо разделять. Сегодня существует две методики: кадастровая оценка земельных участков и объектов недвижимости. Пока они у нас разделены. По объектам недвижимости методика принята в 2007 году, а методики кадастровой оценки земельных участков различных категорий есть еще утвержденные действующие от 2003 года. Методика по кадастровой оценке земель населенных пунктов обновилась в 2010 году. То есть вся методология кадастровой оценки утверждена до принятия ФЗ № 167, и она не в полной мере соответствует федеральному Закону «Об оценочной деятельности» и Федеральным стандартам оценки № 4. Методология должна в срочном порядке измениться, ее нужно доработать, принять через Национальный совет по оценочной деятельности в РФ.
Вы являетесь членом Экспертного совета РОО и участвуете в проведении обязательной экспертизы отчетов о кадастровой оценке в СРО. Не приходилось ли Вам сталкиваться с противоречиями такого рода: СРО в рамках обязательной экспертизы отчета выдает положительное экспертное заключение, а впоследствии при оспаривании результатов проводится альтернативная оценка, и отчет также поступает на экспертизу в то же СРО, и тоже получает положительное заключение. Как СРО следует поступать в таком случае?
Эта проблема существует сплошь и рядом. Дело в том, что в рамках кадастровой оценки оценивается очень много объектов - несколько миллионов или сотен тысяч. Делается кадастровая оценка методами массовой оценки, когда учитываются общие тенденции. Опуститься до каждого конкретного объекта невозможно. При расчете кадастровой стоимости из 20-30 факторов в процессе расчетов участвуют все 3-5. Эти несколько факторов в большинстве случаев покрывают при расчете все объекты недвижимости, но на практике многим объектам присущи другие факторы стоимости, которые при масштабном охвате не учитываются. В процессе оспаривания результатов кадастровой оценки отчеты готовятся тщательно и по конкретным участкам оценщики учитывают индивидуальные характеристики, например, деревянные перекрытия. При расчетах в массовом порядке этот показатель не учитывался. Или же наличие парковок, железнодорожный тупик не доходит до здания, нет прямого доступа - различные мелкие факторы могут существенно изменить стоимость объекта. В стандартах сказано, что кадастровая стоимость – это рыночная стоимость, определенная методами массовой оценки. А под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства и т.д. При экспертизе кадастрового отчета в нескольких сот тысяч или миллионов объектов делается общая нормативно-методическая экспертиза, и учитывать характеристики объекта мы можем только из данных, представленных из Государственного кадастра недвижимости. При индивидуальной оценке учитываются множество факторов с обязательным выездом на объект, заказчик предоставляет технический паспорт, кадастровый паспорт, бухгалтерские и иные документы проводится интервью с собственником и т.д., то есть мы можем учитывать еще множество факторов, которые не чистятся в ГКН. Никаких противоречий здесь нет. Индивидуальная оценка всегда более точная и правильная. В ней учитывается максимум факторов, влияющих на стоимость каждого объекта.
... »
Комментарии9
Уже писал – изначально понятие кадастровой стоимости определено неверно и интервью это подтверждает.
Возникло двоякое понятие рыночной стоимости. Одна определяется методами массовой оценки, другая более достоверная (со слов Сарбашева С.З.) индивидуально.
Правильно было определить Кадастровую стоимость как, стоимость для целей налогообложения определенная методом массового анализа стоимости, кадастровая стоимость не может превышать рыночную стоимость объекта и, в редакции Сарбашева С.З, определенную индивидуально.
Меня как-то смущают эти градации "достоверности РС". На мой взгляд, и массовыми методами оценки можно получить достоверную рыночную стоимость, так же как индивидуальными - можно получить абсолютно не соответствующий рынку результат. Такое позиционирование кадастровой стоимости (как немного не достоверный по сравнению с РС, определенной индивидуально, результат определения рыночной стоимости), как мне кажется, прямо или косвенно стимулирует небрежной кадастровой оценки.
Несколько раз занимался кадастровой оценкой на субподряде. Масса работы, бессонные ночи, коробки с документами до потолка....
В итоге все скрупулезно выбранные из множества источников данные загружаются в базу - десятки компьютеров запускаются на сутки - готов результат!!!
А потом кабмин говорит "щавото маловато 7 тыр за га са/х земель - сделайте 14-16!"(2006 год).
Спрашивается, а зачем был весь геморрой с выборкой данных, если результат никому не нужен?
Интересный опыт. Мне как-то сталкиваться с кадастровой оценкой не приходилось. Вы занимались самостоятельно или в составе группы оценщиков / компании?
Был опыт, хотя и не кадастровой, но массовой. Стоимость договора 3 ляма, оценщику 15 тыщ. За исполнение сбора информации и расчетов. Не 10%, не 5%, а 0,5% больше не с кем не связывался на подряд.
Примерно так я думал.
Еще в фирме работал тогда. Около 120 тысяч участков обработали втроем, за зарплату конечно......
Позавчера звонок – такая-то компания предлагает сотрудничество.
- Какое?
Мы занимаемся оценкой – потом следует длинный перечень.
- И что?
- А кой оценкой Вы занимаетесь?
По матери не ругался, далеко не посылал, просто отправил по малоизвестному адресу.
Годами раньше – мы будем вам давать акты осмотра и цену, на которую нужно оценить.
Понимаете, где они сейчас ищут ответа?
А потом все жалуются на кадастровую оценку. Система построена так, что заказы на кадастровую оценку за многомиллионные суммы уходят с аукционов, а непосредственные исполнители - получают копейки и работают в сжатые сроки. Оказывается не только я с этим сталкивался. Чего потом удивляться-то?